Что делать, если ребенок не хочет – идти в школу
Статьи

Что делать, если ребенок не хочет  – идти в школу

Что делать, если ребенок не хочет – идти в школу

Ребенок не хочет ходить в школу. По утрам у него начинает болеть голова, живот, появляется тошнота, иногда температура повышается. Знакомые ситуации? Современные школьники перестали любить уроки, спешить на них с радостью не из-за неохоты учиться, лени, а по множеству иных причин. Проблема стала глобальной. Советы ведущих психологов мира, собранные в статье, помогут разобраться с беспокоящим родителей вопросом.

Причины отказов ходить в школу

shutterstock_142996522.jpg

Психологи провели расследование, расспросив детей разного школьного возраста, и узнали, почему ребята не просто не хотят идти в школу, а ненавидят ее:

Боязнь учителя, конфликтные ситуации

  • страх к учителям. Первоклассникам внушают страхи, один из них – учитель. Детям твердят, что учителя строгие, наказывающие за провинности и ошибки. Виноваты и отдельные педагоги, не проявляющие соответствующего интереса к процессу обучения, воспитанию учеников;

  • расхождение темпераментов. Деятельные преподаватели дают материал проворно, редко останавливаясь для уточнений. Тихие, флегматичные дети не успевают конспектировать материал, упускают из внимания важные детали. Так новые темы остаются неусвоенными. Мнение первоклассника о классном руководителе, манере подачи материала, узнают в первый день полноценного учебного дня. При необходимости за консультацией обращаются к учителю;

  • конфликтные ситуации. В конфликты однажды вступают все, мало послушные дети и хорошо воспитанные. Ситуации для конфликтов бывают банальными и серьезными. Виновниками выступают дети и учителя. Разобраться в конфликте собираются все участники вместе с родителями.

Адаптация к школе

Школа внушает первоклашке страх, вызывает дискомфорт Он вынужден 4-5 часов неподвижно сидеть, пребывать в непривычном месте среди чужих людей. Чаще происходит это с детворой неконтактной, не посещавшей детских садов,

В период адаптации малыши сталкиваются с:

  • нервными расстройствами;

  • ухудшением здоровья;

  • понижением иммунитета;

  • неожиданной переменой настроения, поведения.

Результативно помогут адаптироваться::

  • запись в кружок для общения со сверстниками;

  • самостоятельный поход за мелкими покупками;

  • школьные поездки на экскурсии без родителей. 

Адаптация ребенка к школьным условиям займет от трех месяцев до полугода. В этот период родителям воспрещается осуждать малыша, бранить, сравнивать с отличниками. Больше хвалите, замечайте успехи в учебе, мотивируйте школьника, пообещайте купить завидный рюкзак,

Страх получения плохих отметок

rebenok-uroki.jpg

Для школьника нет ничего страшнее получения плохой оценки. За полученную двойку отругают, высмеют учителя, одноклассники, родители. Неправильная реакция взрослых провоцирует неприязнь к учебе.

О ребенке принято судить не по хорошим поступкам, темпераменту и одаренности, а по успеваемости, так появляется страх к двойкам. Взрослые не задумываются, что повышение успеваемости зависит от своевременной мотивации, похвалы, корректного восприятия малоприятной информации.

Большой объем домашних заданий

Ребятам задают кучу домашних заданий, потому времени на отдых, прогулки и игру после учебы не остается. Придя со школы, доводится садиться за уроки на 3-4 часа, позже ехать на кружки.

Просидев полвечера за заданиями, у ребят возникает головная боль, нежелание идти в школу. Решение проблемы кроется в правильном планировании дня, наличии в расписании разгрузочных дней без дополнительных занятий.

Ошибки – это плохо!

Человек познает мир, его законы посредством допускаемых им ошибок. Укоряя, высмеивая, позоря ребенка перед классом, учитель и родитель благоприятствуют зарождению фобий, усложняющих жизнь наперед.

Не совершайте серьезный промах, не отчитывайте за неправильно написанную работу первоклассника. Разузнайте, что ему было непонятно. Помогите советом, знаниями, отыщите интересно поданный материал во всемирной сети.

Ошибаться – значит приобретать ценный опыт! Правило одинаково для детей и взрослых.

Отсутствие мотивации!

Ребенок не осмысливает, зачем ходить в школу, не осознает ценностей обучения. Психологи объясняют – ситуация складывается, когда успеваемость малыша остается незамеченной учителем, родителями. Для ее исправления школьника каждодневно поощряют, хвалят за пустяковые успехи. Такая стратегия вызывает желание добиваться большего.

Троллинг и буллинг в школе

crying-girl.png

Насмешки и издевки одноклассников доставляют неудобства, провоцируют слезы, порождают нежелание идти в школу. Виноваты в этом учителя, которые:

  • не вмешиваются в конфликтные ситуации детей;

  • притворяются, будто не замечают ссор, издевательств;

  • провоцируют насмешки.

Открытое высмеивание и сравнивание слабоуспевающих учеников с отличниками – непрофессиональное поведение педагога. Дети перенимают сказанные взрослыми слова, затем потешаются над слабохарактерными одноклассниками.

Буллинг провоцируют:

  • внешний вид ребенка;

  • ношение очков, брекетов;

  • нестильный гардероб.

Психологи разузнали, что проблемы и столкновения с одноклассниками – общераспространенная причина отказа посещать уроки.

Общее переутомление

Родители стремятся записать ребенка на 2-3 секции с добрыми намерениями. Этим добавляя занятости не привыкшему к серьезным нагрузкам детскому организму.

Маленькие мальчики и девочки утомляются от школьных, дополнительных нагрузок за пару перегруженных недель. Желание учиться пропадает, особенно младшеклассников. Откажитесь от части нагрузки, дайте ребенку свободное время для хобби, игры. Бешеный ритм подходит активной детворе

После окончания периода адаптации первоклассника записывают в один кружок, не более.

Никакой уникальности!

Уникальных детей, предлагающих оригинальные способы решения задач, заданий, в средних учебных заведениях признают не всегда. Предполагается, что задания, выполненные по шаблону, единственно правильные. Условности отбивают у умного ребенка желание развиваться, проявлять себя, учиться.

Скучные уроки

Информация в школе преподносится скучно, монотонно, оттого не усваивается учениками. Доходчивее и увлекательнее предметы ребенку чаще разъясняют на YouTube каналах, в передачах в игровой форме, на внешкольных занятиях.

Получать интересующую информацию из других источников не воспрещается. Только и учебники забрасывать не годится.

Это наиважнейшие причины, перечисленные психологами, по которым первоклашка или подросток не хочет ходить в школу. О настоящих причинах беспокойства малыша узнают после разговора с ним.

Полезные советы родителям

Столкнувшись с отказом ребенка ходить в школу, в расчет берут рекомендации психолога:

  1. Ребенок вправе испытывать тревогу при столкновении с новшествами. Родителям нужно принять ее и попытаться понять. Попросите школьника высказать страхи и переживания. Слушайте повествование без лишних вставок, пусть он все опишет от начала и до конца. Ощущать себя на его месте необязательно, такое отношение к проблеме приведет к обратному результату. Просто будьте другом, хорошим родителем, которому не все равно;

  2. Каждый день, даже если устали от работы и домашних дел находите время на общение:

    • узнавайте об отношениях с одноклассниками, учителями;

    • просите рассказать о смешных, интересных ситуациях;

    • спрашивайте о любимых и нелюбимых школьных предметах;

    • интересуйтесь успеваемостью;

    • помогайте в выполнении домашних заданий, не ленитесь объяснять непонятные моменты.

  3. Научите ребят правильно понимать, воспринимать, проявлять возникающие эмоции и чувства на примерах из жизни, мультиков, фильмов;

  4. Для развития навыков общения у скромников просите их участвовать в конкурсах, различных мероприятиях. Посещение кружков поощряется;

  5. Когда школьная ситуация оказалась серьезной, не торопитесь к выяснению отношений с одноклассниками, их родителями или учителями. Обдумайте случившееся. Утром с «холодной» головой отправьтесь к классному руководителю, разъясните положение дел. Спросите его мнения и придите к совместному решению проблемы. Действия сгоряча усугубляют проблему. Ребенок в школу может отказаться ходить совсем;

  6. Учите ребенка находить положительные стороны в сложных ситуациях. Рассказывайте, что благодаря ним мы растем, становимся сильнее. Расскажите об известных личностях, которых трудности закалили, сделали особенными;

  7. Станьте для ребенка примером, рассказывайте о произошедших у вас за день проблемах. О причинах их возникновения и придуманных способах их разрешения. Окончание историй выбирайте позитивные, ведь настроение ребенку нужно поднять, а не ухудшить;

  8. Отсутствие проблем. Ребенку дома комфортнее и интереснее, вот он и не стремится в школу. Позвольте ему разок не пойти на уроки. Запретите играть на компьютере, смотреть мультики и фильмы, заберите телефон. Делайте так каждый раз, когда он решил “заболеть”. Выдумщик быстро поймет, что оставаться дома скучнее, чем общаться с друзьями в школе;

  9. Если справиться с возникшей ситуацией самостоятельно не получается, школьник остается тревожным долгое время, понадобится помощь опытного психолога. Он, поработав с малышом, предложит выход из ситуации;

  10. Задумайтесь о смене учебного заведения, когда в классе не следят за отношениями учеников. Там царят буллинг и троллинг,. Ищите свою школу, не глядя на удобное месторасположение. После смены школы проблемы исчезают, если дело не в психологическом состоянии ребенка.

Наблюдая за ребенком, общаясь регулярно, родитель будет в курсе происходящих в школьной жизни событий. Не упустите момента возникновения проблемы, возьмитесь за ее решение своевременно, не допустив перерастания в серьезные трудности.