Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом
Статьи

Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Современная детская психология часто оперирует термином гиперактивность, при описании определенных поведенческих расстройств у детей разного возраста. Многих родителей пугает это определение, которое несет в себе негативный окрас. В нашем материале мы постарались собрать воедино всю информацию о детской гиперактивности, чтобы родителям было понятно, что из себя представляет это расстройство, какие признаки можно увидеть у детей разных возрастов и что нужно делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку правильно развиваться в семье и детском коллективе.

Определение гиперактивности в психологии

В психологии синдром гиперактивности определяется как сложное расстройство поведения, которое характеризуется чрезмерной физической и психической активностью. Синдром часто не требует профессионального медицинского вмешательства, однако при наличии всех признаков требует консультации у психолога, для разработки правильного подхода в воспитании со стороны родителей.

Гиперактивность связана с синдромом  дефицита внимания и нередко при постановке диагноза врачи употребляют аббревиатуру СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности). Не стоит путать данное состояние с обычным активным поведением у ребенка. Поэтому родителям очень важно проанализировать поведение ребенка в динамике и если у него присутствуют описанные ниже признаки, обратиться за помощью к специалисту.

Признаки гиперактивности

Среди общих симптомов гиперактивности у ребенка в психологии выделяют следующие признаки:

  • Беспокойная повышенная моторика конечностей. Ребенок может постоянно дергать ногами или руками, трогать одежду или лежащие рядом предметы, делать одинаковые повторяющиеся движения. Ему сложно сидеть продолжительное время без движений.
  • Повышенная активность. Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении. Он бегает, прыгает, ползает и т.д. без причины и не смотря на просьбы родителей успокоиться и остановиться.
  • Невозможность сосредоточиться. Ребенок с гиперактивностью не может долго выполнять монотонные движения и ему сложно углубляться в любой процесс. Будь то игра или учеба, ребенку сложно уловить суть, он быстро теряет интерес к происходящему и не может довести начатое дело до конца (дорисовать рисунок, дописать предложение до конца, собрать полностью паззл и т.д.).
  • Несдержанность. Психология ребенка с симптомами гиперактивности не дает сдерживать себя. На уроке он может выкрикивать ответы, даже если учитель спросил другого ученика, в ситуации, где нужно дождаться своей очереди гиперактивный ребенок начинает капризничать, он с напором вклинивается в чужие разговоры или игру.
  • Неспокойный сон. В спящем состоянии гиперактивный ребенок часто меняет позу для сна, сбрасывает одеяло и подушки, ерзает ногами по кровати.
  • Поверхностный интерес. Ребенок с симптомами гиперактивности часто проявляет повышенный интерес ко всему, что его окружает, но не стоит путать это с обычной любознательностью детей. Гиперактивный ребенок проявляет кратковременный интерес к вещам, не вдумываясь в суть и, не слушая родителей или учителей, которые начинают ему объяснять что-то.
  • Забывчивость. Ребенок склонен забывать то, что ему говорят из-за невнимательности. Ему сложно учить стихи и запоминать новый материал. Иногда гиперактивные дети даже не могут повторить то, что родители говорят им прямо в глаза.

Предрасположенность ребенка к гиперактивности можно распознать практически с рождения. Ниже мы рассмотрим специфические симптомы, описанные в психологии, характерные для разных возрастных групп и что они значат.

  • От рождения до 1 года. Если развитие гиперактивности связано с наследственностью или родовыми травмами, то первые симптомы можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка. Малыш отличается повышенной чувствительностью к свету, звукам и другим раздражителям. Также отмечаются проблемы со сном (частые просыпания, тяжелый процесс засыпания).
  • От 2 до 3 лет. Хаотичность движений, плохо развитая мелкая моторика рук, задержка речи, повышенная эмоциональность.
  • От 4 до 6 лет. Если ребенок ходит в садик, то симптомы гиперактивности могут распознать воспитатели дошкольного учреждения, поэтому родителям стоит внимательно прислушиваться к ним. На этом этапе у ребенка уже могут быть заметны проблемы с памятью, внимательностью и социальным поведением среди других детей.
  • У школьников младшего возраста. В школе нагрузка на психику и организм увеличивается, поэтому часто детская гиперактивность проявляет себя особенно остро с началом школьного обучения. К стандартным признакам в лице неусидчивости, беспричинной активности, невнимательности и т.д. могут присоединиться такие симптомы, как частые головные боли, нервный тик, развитие страхов.
  • У подростков. У детей старшего школьного возраста гиперактивность проявляется главным образом в конфликтности, агрессивности и импульсивности поступков.

Важно отметить, что все перечисленные выше симптомы можно расценивать, как признаки гиперактивности только в случае последовательного и постоянного их проявления без видимых на то причин. Если какие-либо признаки проявляются эпизодически и связаны с определенными внешними факторами (болезнь ребенка, стресс и т.д.), то говорить о синдроме гиперактивности не стоит.

Причины гиперактивности

Как правило, развитие гиперактивности у ребенка напрямую зависит от родителей, поскольку одной из главных причин является совокупность социально-психологических факторов. Нестабильный микроклимат в семье (частые ссоры родителей, агрессия и вспыльчивость мамы или папы), неправильная тактика воспитания (вседозволенность, отсутствие режима, сравнивание гиперактивного ребенка со старшими братьями и сестрами или другими детьми).

К биологическим причинам можно отнести генетическую наследственность, родовые травмы, нарушения развития плода во время беременности, например, если мама ребенка употребляла алкоголь или курила. Также на состояние ребенка влияет диета. Экспертами доказано, что негативно на возбудимость детской нервной системы влияет сахар, а также некоторые химические красители, ароматизаторы и т.д.

Прежде чем приступать к коррекции детского гиперактивного поведения, родителям стоит тщательно проанализировать свой подход к воспитанию ребенка и его окружению.  

Методы лечения гиперактивных детей

Чем раньше вы начнете бороться с проблемой, тем быстрее ребенок сможет справиться с негативными последствиями гиперактивности в жизни . Как правило, лечение включает в себя психологическую коррекцию с помощью врачей психологов, а также следование их рекомендациям родителями.

Первое, что важно понимать родителям, гиперактивность – это комплексная проблема, которая требует комплексного подхода. Первое, что нужно усвоить – подобные поведенческие расстройства не проходят быстро. Для положительной динамики должна быть проделана комплексная работа с подключением психологов и воспитателей/учителей.

Психология ребенка очень хрупкая и тонкая, но при этом динамичная субстанция, поэтому при правильном подходе родителям можно рассчитывать на улучшение ситуации и избавление от негативных симптомов.

Медикаментозное лечение показано крайне редко и в самых запущенных случаях, когда синдром гиперактивности мешает ребенку вести полноценный образ жизни и влияет на его физическое самочувствие (появляются приступы тошноты, головные боли, проблемы со сном, нервный тик и т.д.). Медикаментозное лечение назначается только квалифицированными специалистами (психологи, психиатры, неврологи).

Что делать родителям гиперактивных детей? Советы психологов

Несмотря на то, что лечение гиперактивности проходит под контролем врачей, основные рекомендации мамам и папам касаются домашнего воспитания и ухода.

Спокойная обстановка

Создайте дома благоприятную среду для стабилизации психики гиперактивного ребенка. Откажитесь от чрезмерно эмоциональных игр, особенно в вечернее время, отдавая предпочтение спокойным занятиям (чтению, настольным играм, рисованию, прогулкам на свежем воздухе). Избегайте моментов, которые могут вызвать неконтролируемый всплеск эмоций, неважно негативных или позитивных. Все должно быть предсказуемо и по плану. Это значит, что малыша нужно оградить от неоправданных сюрпризов и внештатных ситуаций. Конечно, нельзя кричать на ребенка или вести себя слишком эмоционально при нем.

Режим

Одна из важнейших рекомендаций – планирование режима дня. Ребенок должен в одно и то же время вставать, ложиться спать, делать уроки, потреблять пищу и т.д. Это способствует выработке особых рефлексов, благодаря которым малыш будет лучше понимать и принимать предлагаемые условия.

В ежедневный режим также важно включить занятия спортом, которые должны проходить в первой половине дня. У чада должны быть свои обязанности, учите его делать полезные для семьи вещи, например, заправлять постель, мыть за собой чашку, кормить кота и т.д.

Свобода

Несмотря на то, что главной целью лечения гиперактивности является снижение степени неконтролируемой активности, нельзя лишать ребенка возможности подурачиться и выплеснуть лишнюю энергию, когда это уместно. Пускай малыш бегает, прыгает, танцует, если окружающая обстановка способствует этому.

Диета

Правильный рацион может помочь контролировать эмоциональность ребенка. Питание должно быть сбалансированным и насыщенным полезными витаминами и микроэлементами для гармоничного развития. Отдавайте предпочтение легко перевариваемой пище (супы, каши, овощи, фрукты, птица, рыба). Уменьшите потребление сахара, а также исключите из рациона химические продукты с искусственными красителями, усилителями вкуса и ароматизаторами.  

Психология детской гиперактивности – сложная структура, которая зависит от многих факторов. Но слаженная работа родителей с психологами обязательно принесет свои плоды и ваше чадо научится жить в гармонии с собой и окружающими.