Как научить ребенка быстро считать
Статьи

Как научить ребенка быстро считать

Как научить ребенка быстро считать

Умение быстро считать в уме – это один из самых полезных и важных навыков, который нужен не только во время обучения в школе, но и во взрослой жизни. Кроме главного плюса, умения оперировать числами, счет в уме развивает мыслительную деятельность, тренирует память, помогает концентрировать внимание и усваивать информацию на слух.

Когда начинать обучение

Для многих это может стать открытием, но дети начинают интересоваться числами и количеством предметов примерно в полтора года, еще до начала речевой деятельности. Именно поэтому первые упражнения и игры на счет можно начинать внедрять в повседневную жизнь ребенка примерно с 2 лет.

При этом психологи отмечают, что с двух до трех лет у детей происходит первое осознанное знакомство с цифрами и числами, но пока они не смогут ими оперировать. В возрасте же 3-4 лет можно начинать проводить математические занятия на счет до 10, изучая состав числа, а после 5 переходить к более интенсивным занятиям.

ecd5b9e0c055a7cd5dc5cbcff7be2d34.jpg

Самым продуктивным возрастом, в котором особенно важно обратить внимание на освоение ребенком математических основ – 5-7 лет.

Общие советы и рекомендации

Вот, несколько простых правил и советов, которые помогут сделать процесс математического образования вашего ребенка максимально продуктивным:

  • Первая ступень перед достижением главной цели (быстрый счет в уме) – это уверенный счет до 10. Нельзя начинать учить ребенка вычитать и слагать числа до того как он научится считать предметы в рамках 10.

  • Действуйте постепенно. Не старайтесь за короткий промежуток времени заставить ребенка выучить все цифры. Начинайте занятия со счета в пределах 2-3, постепенно добавляя по одному числу.

  • Старайтесь проводить обучение в формате игры, вводя математический счет в рамки повседневной жизни. Помните, что любая агрессия и принуждения будут затормаживать мыслительную деятельность, поэтому от занятий «из-под палки» много пользы не будет.

  • Не смотря на важность постепенного ознакомления ребенка с миром математики, не бойтесь усложнять задания. Если ребенок не в состоянии перейти к новому уровню, вы всегда это почувствуете и заметите, но в целом в дошкольном и раннем школьном возрасте дети быстро усваивают информацию и быстро справляются с трудностями.

  • Не забывайте в процессе обучения знакомить ребенка с понятиями «меньше», «больше», «равно».

  • Также важно объяснить малышу, что такое «0». Для маленького ребенка эта цифра может показаться слишком абстрактной и непонятной. Тогда попытайтесь объяснить значение цифры «0» через значение слова «пусто». Например, покажите, что у вас в руке было 2 конфеты, потом вы их съели и теперь в руке пусто, то есть 0 конфет.

  • Многие дети используют для счета свои пальцы. Не стоит ограничивать ребенка в использовании такого инструмента, особенно на начальной стадии обучения. Со временем он сам все реже и реже будет прибегать к помощи пальцев и перейдет на устный счет.

5055_one_max.jpg

Как научить считать до 10

Мы подготовили для вас несколько хороших приемов, с помощью которых ваш ребенок быстро научится считать до 10 и сможет перейти к следующему этапу задач с числами.

  • Прием №1. Употребляйте в разговоре с ребенком фразы и обороты с числами. Старайтесь как можно чаще произносить числа в самых разных бытовых ситуациях – «Уже 2 часа дня, пора идти обедать», «Эта булочка стоит 10 рублей», «Сегодня мы поедем к бабушке и нам нужно будет сесть на трамвай №3» и т.д. Благодаря природной любознательности ребенок будет фиксировать внимание на непонятных пока ему оборотах речи и стараться запомнить и понять их.

  • Прием №2. Считаем всегда и везде. Как известно лучший инструмент для усвоения новой информации – это повторение. Старайтесь считать и пересчитывать предметы вместе с ребенком: считайте ступеньки лестницы, лавочки в парке, котов у подъезда, стаканы в серванте, все что угодно.

  • Прием №3. Самый приятный для ребенка, но отнюдь не бессмысленный способ – видео-считалочки в формате анимированных песен или мультиков. Дети очень хорошо воспринимают визуальную информацию, поэтому такой метод позволит значительно ускорить процесс освоения цифр.

  • Прием №4. Учимся определять количество на глаз. Хороший результат дает следующее упражнение. Разложите предметы на две кучки (это могут быть кубики, фрукты, ягоды, и прочее) таким образом, чтобы в одной было большее количество, а во второй – меньшее. Предложите ребенку угадать без счета, в какой кучке больше или меньше предметов, а после этого пускай ребенок пересчитает количество предметов и попробует оценить свой результат.

  • Прием №5. Научить ребенка визуально ставить цифры в ряд в правильном порядке поможет такое упражнение – подготовьте карточки с изображением чисел от 1 до 10 и перемешайте их на столе, после чего попросите ребенка разложить карточки в правильном порядке по возрастанию. Также данное упражнение можно применять для детей, которые уже освоили счет до 10 и попросить разложить карточки в порядке убывания.9.jpg

Состав числа в рамках 10

Следующий шаг на пути к быстрому счету в уме, в том числе с переходом через десяток – это состав числа. Как понять, что ребенок уже готов к этому этапу? Если ваше чадо хорошо считает от 1 до 10 и обратно, без ошибок пересчитывает разные предметы, а также понимает состав числа по единицам (2 = 1+1), значит он готов осваивать состав всех чисел в рамках первого десятка.

700x466_0xc0a8399f_18715769491484209255.jpeg

На первом этапе вам предстоит научить ребенка оперировать с цифрами 1, 2 и 3 и собирать с ними все возможные комбинации чисел. Естественно, сначала объясните ребенку из чего состоит число 2, это всегда будет 1 + 1. Используйте различные предметы для визуализации процесса (карточки, игрушки, яблоки и т.д.). Положите перед ребенком одно яблоко и спросите, сколько яблок нужно еще добавить, чтобы их стало 2.

Далее переходите к числу 3. Здесь комбинаций может быть несколько, поэтому ваша задача, объяснить ребенку, используя разные предметы, что независимо от того, добавим мы к одному яблоку еще два или к двум одно – в результате мы получим число 3.

Пользуйтесь таким же приемом, чтобы научить малыша составлять число 4. Показывайте разные комбинации. Также можно попытаться «запутать» ребенка, предложив сначала добавить к 2 красным яблокам еще 2 красных яблока, а затем спросить сколько будет яблок, если к двум красным добавить 2 зеленых яблока. В результате ребенок поймет, что в данном случае никакие внешние качества предметов не повлияют на результат и в итоге перед ним будет лежать 4 яблока.

Освоив и закрепив предыдущие числа переходите к следующим и постепенно продвигайтесь к 10.

Для наглядности и закрепления результатов можно использовать числовые домики. Их легко можно сделать самостоятельно из картона, как показано на фото ниже. Такой домик может стать как вспомогательным материалом, так и полем для тренировок. Например, возьмите домик с числом 6 и закройте листочками бумаги некоторые окошки на этажах домика, чтобы ребенку нужно было самостоятельно дополнить видимую цифру, чтобы получить число 6.

domiki-1024x512.jpg

Игры для детей на быстрый счет в уме

У вас получилось научить ребенка быстро считать и пересчитывать предметы, он уже знает состав числа и может решать несложные задачи и примеры с визуальным сопровождением (картинки, счетные палочки и т.д.), значит пора закреплять результаты и выходить на новый этап – быстрый счет в уме. Быстрота и правильность счета не зависят от таланта или склонностей ребенка к этому. Результат зависит только от практики, поэтому мы подготовили для вас интересные игры и упражнения, которые помогут научить малыша быстро оперировать числами в уме.

rebenok.jpg

  • Магазин. Это одна из любых игр многих детей. Создайте вместе с ребенком импровизированный прилавок с товарами и назначьте для них цены (рекомендуйте ставить соответствующие ценники зависимо от навыков ребенка – счет до 10, счет до 20 и т.д.). Нарисуйте импровизированные купюры или монеты. Ребенок будет выступать в роли продавца, а вы – покупателя. Старайтесь сделать так, чтобы игра шла в динамичном темпе, чтобы ребенку приходилось быстро считать, чтобы озвучить цену за несколько товаров или дать сдачу. Также вы можете поменяться и быть в роли продавца самим, пытаясь в процессе игры дать ребенку неправильно сдачу, чтобы он научился видеть ошибки и исправлять их.

    5c542ea2-6f5e-11e6-df95-5404a6b1dcb9_1.jpg

  • Помощник. Дети любят чувствовать себя важными и взрослыми. Давайте малышу поручения запомнить определенное число и затем проверить его. Например, перед походом в магазин сообщите ребенку, что вам нужно купить 5 булочек и 1 бутылку молока, уточните, что это будет его ответственность и затем в магазине воспользуйтесь его помощью.

  • Таблица Шульте. Эти таблицы являются хорошим тренажером для памяти и совершенствования навыков устного счета. Таблица выглядит как квадрат с определенным количеством ячеек, например, 5Х5. В каждой ячейке записано число, при этом числа записаны хаотично без соблюдения порядка. Ребенку же нужно как можно быстрее найти все числа по порядку, например, от 1 до 15. Таблицу Шульте можно легко сделать своими руками или же воспользоваться онлайн-версиями, которых сегодня есть достаточно много на просторах Интернета.

    2016-02-10_1357.png

  • Окружающий мир. Старайтесь как можно чаще задавать математические вопросы ребенку вне дома, в процессе прогулок или игр на свежем воздухе, когда у него нет возможности воспользоваться записями или счетными палочками. Примером для счета может быть все что угодно. Например, во время прогулки попробуйте считать цветы розы на кусте. Сначала пусть малыш считает распустившиеся цветы, а затем бутоны. В конце попросите сказать сколько на кусте вместе бутонов и цветов. Подобных вариантов может быть море, главное подбирать такой момент, когда единственный инструмент, которым может воспользоваться в данный момент ребенок – это его голова.