Как научить ребенка читать. 5 способов, которые позволят обучить ребенка быстро и правильно.

Статьи

Как научить ребенка читать. 5 способов, которые позволят обучить ребенка быстро и правильно.

Чтение - один из самых первых навыков, которые в своей жизни освоит ребенок. В нашем обществе грамотность является залогом успеха, и когда способности к чтению не развиваются в течение одного-двух занятий, родители начинают переживать, что потерпели крах. Однако, скорее всего, дело в выборе способа обучения - нет правильных и неправильных книг, методик, игр, все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Не найдется двух детей, которые одновременно в одинаковом темпе научились читать, но для каждого случая главное - терпение, усердие, настойчивость.

В нашей статье “Что должен знать будущий первоклассник, идя в школу” мы говорили о том, что послоговое чтение - один из навыков, который помогает ребенку лучше адаптироваться к первому классу. Поэтому начинать обучение стоит заблаговременно, но с учетом готовности ребенка обучаться.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Большинство детей учатся читать в возрасте 5-7 лет. Родителям рекомендуют читать вслух своим детям, поскольку лучшая возможность привить любовь к книгам - собственный пример. Младенцы могут не понимать, что именно вы читаете, но они ознакомятся с тем, что такое книга, научатся отличать рисунок от печати. Малыши любят подражать взрослым, играть с печатными изделиями, начать перелистывать страницы - это еще один вариант тренировки мелкой моторики. Главное для родителей на первых порах - сформировать у малыша положительные ассоциации, связанные с читаемыми книгами. Читайте - и они захотят читать, улыбайтесь, открывая свежий томик, - дети тоже будут улыбаться, листая страницы!

Готов ли ребенок учиться читать: как определить?

  • Желание учиться. Мотивация является важнейшим компонентом обучения - дети должны восторгаться, по-настоящему быть заинтересованными начать читать, тогда они приложат все усилия, чтобы научиться.

  • Игры “я пишу” и “я читаю”. Если вы увидели, что малыш взял книгу и рассматривает страницы, имитирует чтение или же пытается выводить карандашом не просто рисунки, а зигзаги, напоминающие буквы - это признаки, на которые стоит обратить внимание.

  • Вовлеченность в историю и внимательность. Насколько внимательно ребенок слушает читаемую сказку? Насколько он вовлечен в историю, которую читаете? Может ли пересказать ее? Если малыш не просто слышит, а с интересом слушает и запоминает то, что вы читаете ему, наверняка вы можете делать первые шаги к его обучению.

  • Понимание как открыть книгу, листать, осознание того, что предложения читаются слева направо - еще один звоночек, который свидетельствует об интересе ребенка.

  • Интерес. Ваш малыш может указывать на большие буквы и отождествлять их с чем-то ему знакомым, распознавать несколько строчных букв? Когда читаемый вами текст перестает быть для него просто набором символов, присмотритесь.

  • Умение различать читаемые звуки. Хороший метод определить, знает ли малыш о звуковой структуре слов - это возможность проверить, умеет ли он рифмовать простые слова, определять первый и последний звук.

  • Развитая устная речь. Если у вашего сына или дочки отсутствуют проблемы с произношением и ошибки в согласовании слогов, он или она может начинать учиться.

Научить читать можно в несколько этапов в зависимости от возраста маленького ученика:

  • 2-3 года - идет работа над образным мышлением, родители вызывают интерес к читаемым сказкам, вместе рассматривают картинки.

  • 4-5 лет - происходит первое знакомство с азбукой, простое звуко-буквенное обучение.

  • 5-6 лет - можно научить читать слова, предложения, пересказывать читаемый текст.

Основные правила обучения

Какой самый успешный подход к раннему освоению навыка читать? Позвольте ребенку настроить собственный темп и получить удовольствие от того, чем он занимается. Не принуждайте его заучивать цифры, фигуры, названия предметов, читаемые вами предложения. Наоборот поощряйте любознательность, пусть маленький учится самостоятельно исследовать, открывать новое, не боясь ошибок. Главное условие - желание самого маленького ученика. Читайте малышу книги, которые ему по-настоящему нравятся и развлекают, читаемый текст должен быть нескучным! Не принуждайте силой читать, когда ребенок того не желает - это может навсегда отвратить его от книг.

Используйте игры - именно в игровой форме дошкольники легче всего усваивают читаемую информацию, поэтому объедините полезное с приятным. Поддерживайте интерес у ребенка, но не делайте занятия слишком длинными - лучше меньше времени тратить на учебу, но чаще это делать. Занятия следует разнообразить легкими разминками или подвижными играми, что помогают снять напряжение, отвлечься и набраться сил для продолжения учебы.

Хорошие родители должны оставаться терпеливыми, не сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей - помните, что у всех процесс обучения идет в индивидуальном темпе. Прислушивайтесь к малышу, если прямо сейчас он не желает читать, подберите другое время. Для каждого дошкольника можно подобрать оптимальный домашний метод обучения - просмотрите разные методики, выбрав ту, которая подходит именно вашему малышу.

Методики обучения

Метод Монтессори

Итальянский педагог и врач Мария Монтессори предложила метод обучения чтению, согласно которому нужно сначала учить писать, а уже тогда читать. Маленькие дети воспринимают надписи как рисунки, поэтому проще начинать с того, чтобы научить дошкольника правильно писать алфавит. Используйте пропись, а не печатные знаки - закругленные символы проще читаемы для дошкольников. Методика предусматривает обучение без пособий, книжек, букварей. Понадобятся бумага, карандаш, игрушечные объемные буквы. Процесс проходит в несколько этапов:

  • Тренировка руки. Перед тем, как учить писать, научите ребенка обводить разнообразные предметы, штриховать рисунки. Такие упражнения тренируют кисть и пальцы, развивают мелкую моторику. Если малыш привыкнет держать в руке карандаш, первые буквы выйдут у него легко, без особых усилий.

  • “Ощупывание” букв. Тактильный контакт - один из первых способов, по которым ребенок изучает мир. Позвольте ему “на ощупь” познакомиться с алфавитом. Можно купить таблицы с выпуклой азбукой или самостоятельно вырезать буквы из ткани, мягкой бумаги. Лучше, чтобы дошкольнику было приятно их касаться, тогда он очень быстро выучит алфавит, сможет самостоятельно составлять слоги.

  • Составление слов. Выучив алфавит, дети готовы соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

  • Первые уроки письма. На этом этапе некоторые дети сразу пишут полными предложениями, некоторые - отдают предпочтение рисовке отдельных букв. Не стоит торопить дошкольника, дайте ему достаточно времени, чтобы обучиться мастерству писать. После многочисленных тренировок ваш сын или дочка научатся правильно писать знакомые им слова и предложения.

  • Чтение. Составляя из вырезанных букв знакомые понятий или попробовав писать их пальчиком на песке, ребенок будет повторять их, постепенно переходя от письма к возможности читать. С каждой тренировкой слова будут легче читаемыми для него.

Кубики Зайцева

Методика Зайцева основана на игровой форме обучения, для этого используют разработанные знаменитым педагогом кубики. Согласно данному способу, чтобы научить ребенка читать, не нужно использовать азбуку, которая скорее запутает, чем поможет. Зайцев считал: азбука вредна из-за использования картинок. Например, если малыш запомнит букву “А” в привязке с изображением аиста, а “М” с картинкой мыши, он может решить: чтобы написать “мама” нужно два аиста и две мыши. Читаемый текст будет понятнее, если сначала учить писать, составлять склады, а уже тогда приступать к чтению. Есть несколько правил данной методики:

  • Основная единица языка по данному методу - не слог, основная единица - склад, то есть комбинация согласного и гласного звуков. Например: ПА-ПА, МА-МА, СА-МО-ЛЕ-Т.

  • Склады представляются ребенку не в книге или карточках, а на кубиках, которые разработаны так, чтобы развивать аналитическое мышление. Они отличаются по цветам, размерам, имеют разное наполнение, благодаря чему издают различное звучание. Дошкольник научится их различать и запоминать по звуку, касанию, внешнему виду, задействуя все органы чувств. На гранях написаны именно склады, а не слоги.

  • Обучение проходит в игровой форме - позвольте ребенку складывать из кубиков башенки, постепенно переходя к составлению читаемых слов. Можно петь склады, проговаривать вслух, начинать писать (не обязательно карандашом, достаточно водить пальчиком по таблице).

  • В наборе 52 больших и маленьких кубика, 7 повторяются, чтобы можно было составлять слова с одинаковыми складами. Буквы написаны разными цветами, есть кубик со знаками препинания. Изделия изготовлены из разных материалов, есть деревянные, железные, золотистые и комбинированные.

Фонетический метод

Фонетическая, или звуковая методика используется в школах, поэтому если начать учить ребенка по ней, ему будет проще приспособиться к учебе уже сев за парту. Данный метод легко использовать в домашних условиях, он полезен для тренировки правильного произношения, подходит дошкольникам 5-6 лет, но может оказаться непрактичным для более раннего чтения. Методика состоит из нескольких этапов: сначала малыша надо научить различать звуки в читаемых словах, далее - научить правильно записывать звуки буквами, складывать написанное в слоги, а тогда в слова и предложения.

Карточки Глена Домана

Согласно методике, разработанной Гленом Доманом, начинать читать нужно с отдельных слов, а не слогов. Методика подходит для самых маленьких детей, даже тех, кому исполнилось всего пару месяцев. Ребенку в определенном порядке показывают карточки со словами, правильно и внимательно повторяя написанное вслух, постепенно переходят к словосочетанием, предложениями и книгам. Всего - 5 шагов:

  • Шаг №1: используется 15 карточек с надписями, которые могут быть интересны и знакомы ребенку (“мама”, “папа”, клички домашних питомцев, названия любимых блюд). Карточки нужно чередовать и показывать, объясняя написанное. Читаемые карточки держит в руках родитель, время просмотра каждой - 1-2 секунды. После первых 15 слов стоит добавлять следующие, в среднем следует учить 5 новых понятий в день.

  • Шаг №2: нужно проанализировать словарный запас дошкольника и начать составлять словосочетания. Проще всего воспринимаются словосочетания с цветами, габаритами, знакомыми характеристиками - “красное яблоко”, “большой табурет”, “чистые руки”.

  • Шаг №3: следует начать из 5 простых предложений, демонстрируя их трижды в день, а через 3-5 дней начинать заменять их на новые читаемые карточки.

  • Шаг №4: правильно будет учить читать распространенные предложения, усложняя их новыми словами. Например, “мама готовит” можно превратить в “мама готовит суп”. Постепенно ребенок будет готов перейти к завершающему этапу - книге.

  • Шаг №5: после чтения карточек с большими буквами можно переходить к книгам с меньшим шрифтом. Первая книга должна соответствовать нескольким правилам: словарный запас - 50-100 знакомых слов, на одной странице - одно предложение, картинки после текста. Не обязательно приобретать готовые книжки, можете делать их сами, главное, чтобы читаемый материал интересовал вашего сына или дочку.

Методика Ольги Соболевой

В основе методики российского педагога Ольги Соболевой - мотивирование путем создания у ребенка уверенности, что читать - это приятно. Обучение проходит в форме игры с использованием ассоциаций. Например, букву “М” стоит связать с родным словом “мама”. При этом способ исключает учебу по слогам, начинать нужно со слов, после которых осваиваются сразу предложения. Игры постепенно переходят к книгам, так что дошкольнику прививается любовь к чтению.

Как обучить читать самостоятельно и в домашних условиях

Практически все методики обучения сходятся на том, что проще всего научить дошкольника читать в игровой форме, без принуждения, использовать пример родителей и понятный ему читаемый материал. Запомните простые правила:

  • Выберите одну методику и следуйте ей.

  • Ошибкой называют побуквенное произношение, отдавайте предпочтение способам, основывающимся на изучении слогов, складов, предложений.

  • Откажитесь от обязательных уроков в определенные часы. Выделяйте для занятий время спонтанно, не утомляйте ребенка длительной учебой, на одно занятие достаточно отвести 10-15 минут.

  • Изучайте слоги, слова во время игровых упражнений, а после сделайте так, чтобы изученный материал всегда был на виду у вашего ребенка и он привыкал его читать. Поиграйте в “угадай звук”, чтобы натренировать фонетический слух. Вызывайте ассоциации, пусть ребенок ответит на вопрос, на что похожа та или иная буква.

  • После изучения первых трех гласных звуков следует объяснить ребенку, как разные звуки сливаются в один слог. Примените визуализацию - ставьте рядом кубики или карточки, пишите буквы на конструкторе и соединяйте его.

  • Помните о мотивации. Учите слова, используя интересный пример, который может быть также поощрением - спойте ему песню о медвежонке, включите мультик об уточке, угостите вкусным яблоком, а потом перейдите к написанию и чтению.

  • Обсуждайте читаемый материал - это способствует более осмысленному восприятию визуально и на слух.

Обучение ребенка беглому чтению - трудоемкий процесс. Однако он принесет свои результаты, ведь потом маленькому школьнику будет проще начинать осваивать новое, впервые сев за парту уже с определенным багажом знаний и навыками учебы.