Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Статьи

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Поступление в 1-ый класс – главный шаг на пути к взрослой жизни! Но не для всякого ребенка это мероприятие оказывается удивительным, многим приходится столкнуться с адаптацией к школе. Родителям важно обратить внимание на этот факт заранее, особенно если осенью детям предстоит стать школьниками. Как помочь будущему первокласснику быстрее адаптироваться к учебному процессу? Ознакомьтесь с советами детских психологов страны!

Адаптация, что это такое и как она проходит

Адаптация – приспособление организма человека к неизвестным условиям. К ним относится и поступление ребенка в 1-ый класс. Неизведанными в школе являются: место, работающие здесь люди, новый коллектив, эмоции, умственные, физические нагрузки. Привыкнуть к занятиям в начальной школе непросто.

Стрессовый адаптационный период для каждого ребенка длится по-разному. В среднем занимает он от нескольких недель до полугода. Период этот зависит от того, насколько ответственно родители ребенка подошли к предварительной подготовке к школе.

В адаптационный период столкнуться можно со следующими трудностями:

  • увеличение нагрузки на детский организм, особенно статической. Подвижным по природе детям сложно долгое время находиться в сидячем, неподвижном положении. Дети тяжело свыкаются с предлагаемыми учителем условиями, по привычке вскакивая с мест, бегая по классу. Приучить малыша к усидчивости можно при помощи творческой деятельности. Рисуйте вместе, собирайте конструкторы, мастерите поделки, лепите. Время таких занятий увеличивать лучше постепенно;

  • значительное повышение уровня умственного напряжения и внимания. Знания теперь приходится получать не непринужденно во время игрового процесса, а целенаправленно посредством усилий воли;

  • новый жизненный уклад. Ребенок, особенно не посещавший занятий в детском саду, сталкивается с новыми правилами поведения, установленными для учебных заведений. Здесь нельзя кричать, бегать, громко смеяться, кушать во время урока. Гиперактивная детвора болезненно воспринимает данные условности, но со временем принимает их;

  • поиск своего места в коллективе, где большинство детей незнакомые. Знакомство с взрослыми, которые могут оказаться не совсем доброжелательно настроенными, даже строгими.

Проявление стресса

0871d0081543dd1681703d02b647874b.jpg

Избежать стресса при столкновении с новым образом жизни невозможно, у каждого ребенка он проявляется в большей либо меньшей мере:

  • ухудшение здоровья. Ребенок заболевает, у некоторых в первый день учебы сильно повышается температура, у других возникают боли в животе, голове, нарушается сон, понижается иммунитет;

  • появление истерик и капризов. Ребенок грубит родителям, другим взрослым, хамит без видимых причин. Если поведение это совпало с началом школьной жизни, не списывайте его на кризис семилетнего возраста, все дело в стрессовой ситуации;

  • чрезмерная дисциплинированность. Такое изменение в поведении должно насторожить родителя, особенно если раньше ребенок послушанием не отличался. Когда первоклассник без лишних споров встает с постели, без напоминаний собирает портфель, заранее выходит в школу, старается выполнить домашние задания на неделю вперед, обратите внимание на ребенка. Все это относится к признакам повышенного беспокойства.

Родители в первые полгода должны быть максимально чуткими к ребенку, замечать любые изменения в поведении.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе быстрее, советы родителям

-lg!0zsq.jpg

Самое главное для родителя – набраться терпения и сдерживать свои эмоции, представьте себя на месте ребенка, вспомните первый поход в школу. Следуйте нашим советам, так адаптация пройдет практически незаметно!

Составление расписания с включением игр

Маленькие дети не задумываются о том, что и когда будут делать, поэтому то, что им предстоит завтра, послезавтра или на выходных они не знают, в этом им нужно помочь. Составлять расписание в виде Excel таблицы бессмысленно, удобным оно окажется только для взрослых. Распорядок дел на всю неделю ребенку делают красочным, написанным или напечатанным на листе бумаги большого формата, понятным.

Лучше составлять расписание вместе с ребенком, ему будет интересно принять участие в творческом процессе, добавить собственные изображения, аппликации, высказать свои мысли.

Готовое расписание вешают на видном месте, чтобы ребенок мог в любой момент с ним свериться, узнать, что и в какой день недели ему нужно сделать.

Что касается первоклассников, несколько дней в неделю важно сделать разгруженными, чтобы у них было масса времени на любимые занятия, игру. Если резко исключить из жизни ребенка забавы, он может столкнуться с апатией, понижением мотивации, ухудшением настроения, проблемами с успеваемостью и вниманием. Игры помогут малышам пережить сложный период привыкания к школьным занятиям легче, поэтому включите их в расписание.

Создание комфортного рабочего места

pervoklaasnica.jpg

Детскую комнату заблаговременно подготавливают к школе, дополняют ее полноценным рабочим местом. Лучший вариант – отделить небольшой участок детской комнаты и обустроить его должным образом, а не просто письменный стол купить и поставить в углу. Кроме него придется обзавестись удобным креслом, повесить полки для учебников и книг, поставить мусорное ведро. Здесь все располагают так, чтобы ребенку было удобно и легко найти необходимую для работы вещь.

Письменный стол, а вместе с ним и стул (кресло), подбираются в соответствии с ростом ребенка. Сейчас многие модели школьной мебели изготавливают так, чтобы при необходимости их высота легко регулировалась.

Заблаговременная покупка школьной формы

696a6c2e5989c6d2_mi.jpg

Одежду для посещения школы покупают заранее, за месяц-полтора. Попросите ребенка помочь в выборе формы, ведь носить ее предстоит ему, а не вам. Школьную одежду в шкафу развесьте отдельно от повседневной. Можно сообща с ребенком продумать несколько луков, примерить и сфотографировать их. Потом распечатать уменьшенные картинки на одном листе бумаги и повесить внутри шкафа. Так вы разгрузите и без того насыщенного делами утро, потому что ребенок сам выберет одежду на текущий учебный день.

Как можно раньше приучайте ребенка одеваться самостоятельно!

Самостоятельный сбор рюкзака в школу

school1.jpg

Сборы школьного рюкзака всегда были острой темой для родителей. Стремясь помочь своему первокласснику, мы зачастую сами складываем в него все необходимые принадлежности и учебники, хотя делать этого нельзя. Этот важный навык формируют у ребенка с первого класса, иначе он всегда будет полагаться на маму или папу.

Собираться на завтрашние занятия лучше накануне вечером, поэтому придите в комнату к ребенку, просмотрите вместе ранее составленное расписание и попросите вашего школьника самостоятельно найти нужные тетради, канцелярские принадлежности, альбом, учебники. Сначала ему будет сложно, но постепенно он привыкнет, сбор рюкзака будет занимать от силы минуты две-три.

Первое время родители контролируют процесс сбора рюкзака. Приучить к этому важному делу можно в игровой форме, выбрать день недели наугад, попросить ребенка свериться с расписанием. Затем засеките время и предложите ему собрать в портфель все, что нужно для уроков в пятницу, среду, четверг.

Выполнение домашних заданий

72027c87a99b28812cde40e5b7b78d8b.jpg

Самостоятельное выполнение домашних заданий – главное умение ребенка, которому родители и учителя на продленке обучают с первых дней пребывания в школе. Первокласснику тяжело распланировать свой день самостоятельно, поэтому на выполнение уроков выделяют определенное время суток, тогда в будущем это дело становится привычкой.

Помочь родитель может советом или ответом на непонятный вопрос, сидеть и бесконечно поторапливать, ругать, подсказывать, прикрикивать нельзя. Ребенок потеряет интерес к учебе, будет считать себя глупым неумехой.

Запрещается полностью выполнять домашние задания за ребенка, нужно просто находиться рядом, а не заглядывать беспрестанно в тетрадь. Не забудьте о похвале, если все сделано правильно (в первом классе помарки, небольшие ошибки допустимы). Дети всему только учатся, не отбивайте охоту к учебе своими негативными комментариями.

В среднем выполнение уроков у ребенка может занять от одного часа до трех, в течение этого времени первокласснику нужно делать небольшие перерывы.

Позитивный настрой и правильные мысли

Mother-and-son-2.jpg

Прививайте ребенку позитивные мысли, каждый день говорите ему о том, что он старательный и ответственный, что он самый лучший во всем мире. Хвалить детвору даже за незначительные успехи обязаны не только родители, но и внимательные учителя.

Правильное питание

58_d_850_d_850.jpg

Дети младшего школьного возраста сталкиваются с непривычной умственной нагрузкой, активно растут. Следить за питанием своего чада – одно из главных заданий взрослых в адаптационный период и после него. Какими продуктами стоит кормить школьника по советам диетологов и педиатров:

  • цельнозерновыми изделиями: кашами, макаронами, хлебом;

  • отварным, запеченным картофелем (от жареного лучше отказаться);

  • мясо подходит отварное, приготовленное в духовке;

  • любыми сезонными фруктами, ягодами, овощами в свежем виде;

  • всевозможными молочными, кисломолочными продуктами;

  • продуктами с содержанием белка: яйцами, мясом, птицей, бобовыми;

  • разными сортами рыбы пару раз в неделю;

  • для перекуса в школу давать следует не шоколадки, печеньки, чипсы и колу, а фрукты, злаковые батончики, воду или сок.

Не разрешайте детворе есть вредную пищу (сухарики, конфетки, чипсы и т.д.), не злоупотребляйте жареными блюдами. Следите за весом младшеклассника, одной из распространенных проблем современного общества является детское ожирение!

Помочь школьнику быстрее адаптироваться к школе несложно, для этого прислушивайтесь к ребенку, любите и чаще проводите время вместе.