Как заставить ребенка делать уроки
Статьи

Как заставить ребенка делать уроки

Как заставить ребенка делать уроки

Идеальный школьник должен сам справляться с уроками без “нагоняя” со стороны взрослых. Но идеальные школьники встречаются нечасто. Большинство родителей помогают детям делать домашнее задание или, по крайней мере, заставляют их садится за учебники. Нужно понимать: “заставить” - это не накричать или психологически надавить, если для вас важнее самочувствие, здоровье ребенка. Гораздо лучше мотивировать, заинтересовать - однажды полюбив учебу, школьник перестанет от нее увиливать, а родители избежат необходимости каждый раз браться за ремень или уговоры.

Все дети разные. Как ваш ребенок делает домашку?

Прежде чем паниковать и сетовать, что ребенок не хочет выполнять домашние задания, присмотритесь, как он приступает к этому процессу - может, проблема в подходе к учебе. Одна из причин, по которой ученикам сложно научиться правильно делать уроки - недостаток концентрации. Этим страдают многие современные дети, которые с раннего возраста привыкают к бешеному темпу жизни. Когда вокруг масса возможностей, различных вариантов игр, доступ к интернету, онлайновым ресурсам, очень сложно долго удерживать внимание на чем-то одном - хочется успеть попробовать все. Не нужно быть психологом, чтобы понять - к такому ребенку стоит попробовать особый подход. Один из оптимальных вариантов: сядьте за стол вместе с ним, распланируйте время так, чтобы чередовать чтение и решение примеров, письменные задачи и устные (если, например, нужно выучить наизусть стих). Переключая внимание с одного предмета на другой, ваш сын или дочка научится приступать к урокам с интересом.

Редко полезна и вторая крайность - чрезмерная сосредоточенность. Умеющий сосредотачиваться ребенок справится с домашним заданием сам, но его выполнение может отобрать все силы и полностью истощить к концу дня. Постоянное переутомление снизит работоспособность, может отобразиться на успеваемости и здоровье, а это отобьет рвение к учебе. Что предпринять? Приучите своего маленького трудягу отвлекаться, делать зарядку, тренировать мелкую моторику в перерывах между выполнением уроков (например, можно использовать конструкторы, пазлы, лепку).

Присмотритесь, сколько времени ваш ребенок тратит на домашние задания. Если это занимает слишком много времени, узнайте, не перегружают ли его учителя, посоветуйтесь со школьным психологом. Может, какой-то предмет дается труднее, и с ним нужна дополнительная помощь. Еще одна причина - неправильное распределение времени. Если ваш школьник не владеет навыками тайм-менеджмента, помогите ему, научите, как правильно распределять задания, что и когда выполнять. Ситуация может быть противоположной - ребенок наоборот делает домашку за 15-20 минут впопыхах. Так появляется много ошибок, а знания проседают. Как помочь в этом случае? Есть два варианта. Первый - позвольте ему совершать ошибки и учиться на них. Второй - обратитесь за помощью к психологу, который подскажет упражнения для концентрации внимания, усидчивости. Прочитайте также наш материал “Как развить внимание у ребенка”.

Что вызывает нежелание учиться

Сложно заставить полюбить учебу, если какие-то внешние факторы вызвали отторжение. Перед тем, как в очередной раз заставлять свое чадо садиться за домашнее задание, узнайте в чем причина нежелания учиться. Как утверждают психологи, таких причин может быть несколько:

  • Отсутствие стимула. Ребенок должен понимать, для чего ему учиться. Объясните ему, что главное - не хорошие оценки, похвалы учителей и ваши, а знания, которые помогут ему в будущем исполнить свои мечты. Кроме того, дети склонны подражать родителям. Помните: вы - главный пример для своего чада. Видя вас с книгой, ему тоже захочется почитать, видя, что вы идете на пробежку, - побегать.
  • Стрессовые ситуации в школе. Школьный стресс может забрать в ребенка всю энергию, не оставляя сил, чтобы делать уроки дома. Причины стресса могут быть разными - недоразумения с одноклассниками, проблемы с учителями, конфликты со старшими, что затрудняют возможность влиться в учебный процесс. Больше половины учеников не любят школу именно из-за стресса, который ожидает в ее стенах. Убедитесь, что вашего чада не коснулся буллинг или другие конфликты.
  • Чрезмерное давление. Чем больше пытаться заставить ребенка делать уроки, тем больше будет сопротивления. Это все нюансы, отмеченные психологами, и говорят они только о ментальном здоровье вашего сына или дочки - нормально, когда он или она сопротивляется давлению. Поэтому не навязывайте свое мнение, а заинтересуйте. Также пагубным будет сценарий, когда родители больше заинтересованы в оценках, чем ученик. Собирать за ребенка школьный рюкзак, делать за него домашнее задание, командовать, что одеть - плохие варианты. Гораздо лучше купить ему такой рюкзак, который захочется собирать самому (сделать это можно здесь), и предоставить свободу выбора одежды, ритма выполнения задач.
  • Стресс в семье. Атмосфера дома влияет на самочувствие ребенка. Когда он постоянно слышит ссоры и становится свидетелем “разборок”, все мысли будут направлены на такие конфликты, а не на уроки. Вследствие семейных проблем малыш становится нервным, замкнутым, перестает уделять внимание учебе. Постарайтесь оградить его от подобных случаев.
  • Напряженный график и отсутствие отдыха. После возвращения из школы ребенку нужно 1,5-2 часа отдыха. Не заставляйте его садиться за уроки сразу как только переступит порог дома.
  • Психологические нюансы. Убедитесь, что делать домашнее задание не мешают внешние и внутренние факторы. Таким фактором может стать, например, плохая компания, которая прогуливает школьные уроки, высмеивает за усердие в учебе. Проблема может быть в зависимости, если ребенок предпочитает урокам компьютерные игры, или в комплексах, когда насмешки сверстников отбивают желание ходить в школу.

Советы психологов

Психологи единогласны в главном - ребенок отказывается делать уроки не из-за лени. Отсутствие силы воли, мотивации - куда более распространенные причины. Кроме того, стоит убедиться, что на работоспособность не влияют чрезмерные нагрузки. Одна из рекомендаций психологов состоит в том, чтобы давать ребенку ежедневно минимум 4 часа, которые он может провести по собственному усмотрению - делать что хочет, а не то, чего требуют родители. Забудьте о том, чтобы заставить ребенка посещать всевозможные секции, факультативы, репетитора - если он против, это только вызовет нервно-психические расстройства.

Психологи уделяют особое внимание поведению родителей. Стоит помнить: домашку дают ребенку, а не папе-маме, изредка вы можете помочь, но правильно, когда развязывать задачи, делать письменные примеры он будет самостоятельно! Чрезмерная родительская тревожность никак не помогает ребенку - позволяйте ему делать ошибки, учите становиться самостоятельным, нести ответственность. Если ваш сын или дочка попросит о помощи, предоставьте ее, но избавьтесь от навязываний, настоятельно рекомендуют психологи.

Эффективные способы мотивировать ребенка

Воспользовавшись советами психологов, можно правильно выработать линию поведения, чтобы заставить ребенка делать уроки по собственному желанию. Дополнить все сказанное можно приемами качественной мотивации:

  • Похвалы, но не материальные поощрения. Хвалите ребенка за каждое, даже самое маленькое достижение, заставив его хотеть развиваться, совершенствоваться. Даже когда урок сделан не идеально, хвалите за усилия - в следующий раз он приложит их еще больше. Однако материальные поощрения, подарки за успехи могут быть вредны - со временем школьник привыкнет, начнет требовать больше. Дети должны понимать, что они учатся для себя, а не для папы или мамы.
  • Никаких наказаний за ошибки. Ошибки - природное следствие процесса обучения, невозможно познавать новое, не совершая помарок, неверных шагов. Не ругайте и не наказывайте ребенка за них - на ошибках учатся. Наоборот, правильно поощряйте не останавливаться из-за одного неверного решения.
  • Нет слишком высоким требованиям. Принимайте тот факт, что одни предметы даются ребенку проще, другие труднее. Перестаньте требовать от него идеальности - лучше позвольте самостоятельно расставлять приоритеты.
  • Принятие ответственности. Объясните своему сынишке или дочери всю степень ответственности за удачи и провалы, расскажите, для чего нужно прикладывать усилия, - так развивают стимул. Лучше, чтобы малыш принял всю ответственность за собственные успехи еще с первого класса, потом будет поздно мотивировать его.
  • Поддержка. Ничто так не окрыляет ребенка, как вовремя сказанное родительское “Я в тебя верю, у тебя все получится!”. Напоминайте своему школьнику это перед каждой контрольной или важным занятием!

Заставить ребенка выполнять уроки - это целая наука, освойте ее так, чтобы сохранить теплый климат в семье, сохранить хорошие отношения с самым драгоценным человечком и подарить ему ценную мотивацию!