
Развивающие занятия и игры для детей дома
Малыши начинают воспринимать информацию с первых недель своего рождения, это происходит даже в процессе сна или еды. Они все воспринимают через голоса и образы – от маминой колыбельной и интонаций окружающих до первых тактильных ощущений и зрительного восприятия обстановки вокруг.
Для детей игра – это развлечение, а полезные занятия - познавание мира через восприятие органами чувств. Если совмещать развивающее занятие для детей с игрой, процесс становления маленькой личности проходит быстрее.
Когда и с чего начинать?
Идеи для развития буквально окружают нас в обычной жизни. Используя их, можно предоставить малышам возможность овладевать полезными умениями уже с раннего детства и до поступления в школу.
Для школьников учеба – ежедневный труд, такая же «работа», как и у родителей. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста помогают выработать навыки и усвоить знания, без которых обучение в школе становится непосильной ношей.
Их цель – привить понимание того, что учеба может быть интересной, приносить чувство удовлетворения самим процессом. Особенно если учиться в красивом антураже, например, таком: https://store-bs.ru/catalog/shkolnye-fartuki-dlya-truda-dlya-devochek/.
Существует три полезных правила для общения в семье взрослых с детьми. Важное условие их применения - постоянство.
Познание через игру
Это хороший вариант показать маленькой личности, что вокруг много новых вещей, знаний, умений. Они представляют важность для каждого человека, помогают ему справляться с повседневными делами.
Занятия по развитию подбираются с учетом их влияния на необходимые умения. Самые маленькие разрабатывают моторику, осваивают речь, вырабатывают усидчивость, тренируют внимательность. Ребята постарше обучаются начальному счету, навыкам чтения и письма, основам поведения и взаимодействия с другими людьми. Постепенно у них развивается воображение и креативность, вырабатывается образ мышления и умение полноценно выражать мысли с помощью речи.
Участвуя в играх, дети порой даже не осознают, что их обучают. Такой подход используется специализированными детскими центрами развития, он эффективно работает и в домашних условиях. Заниматься с малышом дома стоит начать вне зависимости от того, планируется ли посещение детсада или нет.
Фантазия как элемент игрового пространства
У маленького человека мировосприятие иное, чем у взрослых. Это необходимо учитывать при выборе развивающих игр и занятий. Для детей важно чувствовать себя в своей среде, и родителям стоит представить себя на месте ребенка. Тогда малыш станет более открытым к получаемым знаниям.
Хороший эффект обеспечивают занятия комплексного характера, когда мама попеременно предлагает чаду задания на развитие разных навыков. В этом помогают игрушки, учебный материал, пособия, тетради, а также аудиоматериал и видеоконтент в формате онлайн. Таким можно создать персональную программу для своего ребенка с учетом его индивидуальности.
Честность как правило общения
Искренность и контроль эмоций – важная составляющая занятий с ребенком. Если желание играть с малышом отсутствует, он почувствует это на интуитивном уровне. Но ведь он не виноват, что у взрослого плохое настроение или что он устал. Поэтому неподдельный интерес родителя и его активное эмоциональное участие – залог успешной игры и положительных эмоций маленькой личности.
Успехи во взрослой деятельности своими корнями уходят в детство. Важно не упустить момент, когда маленький росток счастливой жизни наберет силу и превратиться в крепкое, здоровое дерево с мощным стволом, красивой кроной и яркими плодами.
Виды развития детей
С учетом ориентации на целевую направленность занятия развивающие для детей подразделяются на:
-
познавательные (получение знаний об окружающем мире с помощью органов чувств, тактильных прикосновений («тепло-холодно»), сенсорного изучения формы предметов и их соотношений);
-
логические (элементарная математика, шашки, лото, домино, шахматы);
-
физические (подвижные игры, уборка игрушек «на место», ритмика, физкультминутки);
-
речевые (чтение в голос, разучивание стихов и скороговорок);
-
- социальные (навыки общения со сверстниками и взрослыми, высказывание своего мнения, участие в обсуждении общих дел семьи);
-
бытовые (посильная помощь по дому, складывание своих вещей);
-
развитие мелкой моторики (конструирование, складывание пазлов, создание аппликаций и поделок из подручных материалов разной текстуры);
-
творческие (рисование, музыкальное сопровождение, кукольный театр).
Вид, содержание и оформление развивающих игр определяются в соответствии с возрастом и интересами участников.
Учимся, играя
Некоторые игры можно использовать для ребят разного возраста, правильно подбирая материалы и предметы. Детям такие развивающие занятия приносят пользу выработкой сразу нескольких навыков. А загруженная мама имеет возможность быть спокойной – и она занимается своими делами, и «чадо на глазах при деле».
1. Оригами
Бумага - безопасный экологичный материал, с которым играют даже самые маленькие. Они пробуют ее на ощупь, мнут, рвут, изучая такую «игрушку». Подрастая, юные исследователи используют ее для скатывания шариков и складывания фигурок.
2. Помощь на кухне
Детям предлагают подобрать по размеру крышки к кастрюлям, выстроить чашки «по росту», сыграть мелодию на ложках. Помощникам постарше выдают игрушечный ножик, чтобы порезать листья салата или фрукты.
3. Операция «Мойдодыр»
Требуется переносить воду из одной емкости в другую, помогая себе кухонной губкой или полотенцем. Это учит терпению, концентрации внимания, аккуратности. Посуда может быть разного размера и объема. Потом в одной из емкостей можно помыть детские чашки или запустить в нее бумажный кораблик.
4. «Поиски клада»
В миске с водой разложить мелкие неострые предметы (крупные пуговицы, детали Лего, маленькие игрушки), предложить игроку вытащить их с помощью ложки и рассказать о найденном «кладе». В этом упражнении не только развивается мелкая моторика, но и изучаются предметы, их свойства (цвет, форма, состояние, поведение в воде).
В таких играх нужно не забывать общаться с маленькими участниками, побуждать их рассказывать о своих действиях и находках, задавать вопросы и получать ответы. В любом возрасте проявление внимания к успехам детей, использование поощрения за их достижения позитивно влияет на развитие, помогает получать полезный опыт и использовать его в дальнейшем